У разбитого ушата : ... и тут наступила полная икономасия ...
anrike
Image Hosted by PiXS.ruВ 1706 г. проректор гюстровской гимназии Фридрих Томас издал свои «Анналы Гюстрова», посвящённые истории владений князей Верль. В них он показывает знакомство с рукописями Латома и Хемница (именно так – Latomus & Chemnitius) применительно к событиям 1218 и 1270 гг., однако, предлагая свою родословную схему Мекленбургских герцогов, начинает с жившего в X веке Биллунга-Мстивоя и дипломатично указывает, что Антюр, Радагаст, Ариберт, конечно, упоминаются, но в Гюстрове не сохранилось памяти о них (Tacebimus igitur Anthyrios, Rhadagajsos, Aritbertos cæterosque Familiam hic quidem ducentes, at Memoriam Güstroviensem excedentes). Таким образом, при отсутствии «сей верной оказии» Томас был склонен вполне адекватно оценивать сведения из «мифической» родословной.
Оказия, однако, случилась десять лет спустя ...Свернуть )

У разбитого ушата : больше радегастов, хороших и разных ...
anrike
Image Hosted by PiXS.ru

В 1708 году Иоганн Гюбнер опубликовал знаменитые «Генеалогические таблицы» («Genealogische Tabellen») мекленбургских и голштинских князей, в том числе — манускрипт Иоганна Фридриха фон Хемница 1687 года, согласно которому основатель древнерусского государства князь Рюрик был сыном бодричского князя Готшалка (Годслава, Готлейба), который погиб в войне с данами в 808 году. По другой родословной, приведённой Гюбнером, Рюрик — представитель побочной ветви герульских, вандальских и вендских королей
// Русская Википедия об Иоганне Хюбнере



В связи с публикацией моей последней статьи об источниках текста Ксавье Мармье, выход которой, относительно времени её написания, изрядно затянулся, моё внимание обратили на новую статью, посвящённую критике «мекленбургской генеалогической традиции» по произведениям главного её адепта. Заинтересовавшись текущей ситуацией в этой, несколько забытой мною теме, я посмотрел сами новые статьи по теме, критические рецензии на них, посмотрел, что об этом пишут «вообще» и был несколько шокирован фразой, которую привожу в эпиграфе.

Точного источника её я не знаю, да и не искал его. Понятно, что про реальное содержание 112 и 192 таблиц у Иоанна Хюбнера со времён Е.В. Пчелова не написал только ленивый, но приведённое в эпиграфе представляет собой, видимо, новый этап в интерпретации сведений Хюбнера. Трудно сказать насколько замена заведомо ложного суждения на очевидно абсурдное может добавить убедительности отстаиваемым взглядам, но нельзя не признать, что подобное является характерным признаком фирменного стиля адептов «мекленбургской генеалогической традиции».

В конце концов, у меня возникло желание ещё раз вернуться к финалу своей статьи, где я скороговоркой описал цепочку источников, в конце которой оказался Мармье, и более подробно рассмотреть начало этой цепочки, в которую Хюбнер, по моим представлениям никак не вписывался.
Разумеется, таблицы Хюбнера, как и обширные примечания к этим таблицамСвернуть )

Мы, Раменские : архивная справка
anrike
Image Hosted by PiXS.ru В архивном фонде Тверской духовной консистории в метрической книге Владимирской церкви села Березки Вышневолоцкого уезда Тверской губернии за 1913 год имеется запись № 07 о рождении 07 апреля у учителя Двухклассного Министерского Березинского училища Аркадия Николаева Раменского и его законной жены Анны Николаевой, оба православного исповедания, сына Антонина (так в документе).

Таинство крещения совершено 11 апреля священником Николаем Синицыным с дьяконом Евгением Предтеченским и псаломщиком Василием Синевым (так в документе). Восприемниками при крещении названы священник Николай Андреев Синицын села Березки и его дочь Вера Николаева Синицына.

Напротив записи имеется помета, сделанная другим почерком: «19/X-33г.». Основание: Ф.160. Оп.15. Д.2579. Л.337об-338.

Оказывается Антонин Аркадьевич получил своё редкое имя ...Свернуть )

Не только медведи ...
anrike
... бродят неприкаянно по улицам русских городов ...

Image Hosted by PiXS.ruImage Hosted by PiXS.ruImage Hosted by PiXS.ru

Возвращаясь к Ксавье Мармье
anrike
Image Hosted by PiXS.ru В новом выпуске журнала "Славяноведение" вышла моя статья о соблазнившем В.И. Чивилихина и А.Г. Кузьмина фрагменте "Писем о Севере" Ксавье Мармье

Рыбалка А.А. О псевдофольклорном характере легенды о Рюрике, Сиваре и Труваре // Славяноведение. №4. 2017. С. 93-98.

Автор статьи рассматривает бытование в отечественной историографии и реальные основы рассказа о том, что известный французский писатель и путешественник Ксавье Мармье во время поездки по Северной Германии, занимаясь сбором этнографических сведений, обнаружил бытующую «среди народа Мекленбурга» легенду о трех братьях - Рюрике, Сиваре и Труваре, отправившихся, в поисках лучшей доли, править на Русь, в чем традиционно видится параллель с рассказом «Повести временных лет».

Как таковая, статья представляет собой несколько переработанный и дополненный вариант материала, некогда размещённого в моём журнале ...

«Креће се лађа француска» ...
anrike
Плава гробница у острова Видо. Хорошее там море, но искупаться как-то не тянет ...

Image Hosted by PiXS.ru

Синее море глубоко ...Свернуть )

«Разорён и совершенно ограблен»: дело Степана Боголепова
anrike
Image Hosted by PiXS.ru В новом выпуске журнала Valla вышла моя статья о семье Сулакадзева, написанная по результатам работы в РГАДА,

Рыбалка А.А. «Разорён и совершенно ограблен»: дело Степана Боголепова // Valla. Интегрированный историко-филологический журнал европейских исследований. Том 3, № 3 (2017). Стр. 1-15.

Статья посвящена судебной тяжбе между дедом Сулакадзева, Степаном Боголеповым, и одним из богатейших людей империи Никитой Демидовым. Отмечу, что основной сюжет статьи в моём ЖЖ представлен не был, посему, интересующихся темой отсылаю к вышеназванному журналу.

Ищущие мест, алчущие треб: ... Церкви Преображения Господня двукомплектной ...
anrike
Image Hosted by PiXS.ru Село Мологино, старинное, многолюдное и богатое, об ту пору «в нем церковь во имя Преображения Господня с приделами Святителя и Чудотворца Николая и Мученицы Параскевы, каменная, построена в 1815 году, двукомплектная, утварию довольна, опись утвари церковной, прихода и расхода книги имеются, при ней земли отмежевано писцовой дачи сто пятдесят десятин и триста квадратных сажень, на которую план имеется и хранятся в Тверском Кафедральном Соборе; приходских дворов 668, а в них мужеска пола 2319 женска 2655 души, разстоянием от эпархиальнаго града Твери 123, а от уезднаго Старицы 50 верст, в близости имеются селы Зарино в 7-ми и Денежное в 11 верстах». Второй комплект СЦС был приписан к приделу мученицы Параскевы Пятницы, поскольку Мологино располагалось близь рубежей ржевского уезда и к Ржеву было едва ли не ближе, чем к Старице, регулярное появление в составе тамошнего причта ржевских СЦС вполне естественно. Церковь новая, приход большой, богатый – служить в нём было престижно.
В 1840 г. в приходе Преображенской церкви в двух комплектах было 50 человек причта ...Свернуть )

Ищущие мест, алчущие треб: ... прозывется Раменский
anrike
Image Hosted by PiXS.ru

Когда умирает то или другое лицо духовное и у него остается семейство, - куда ему деться? Хоть с голоду умирай!.. Дом (если он церковный), земля, сады, луга, родное пепелище - все должно перейти преемнику. Русские священники, диаконы, причетники - представители православного пролетариата... У них нет собственности... До поступления на место всякий поп наш гладен и хладен, при поступлении приход его кормит; умирает он всегда с тяжелой мыслью, что его сыновья и дочери пойдут по миру. Вот это-то пролетариатство духовенства, безземельность, необеспеченность извратили всю его жизнь. Чтобы не дать умереть с голоду осиротевшим семействам духовных лиц, решились пожертвовать одним из высочайших учреждений человеческих - браком. Места закрепляют, - техническое, заметьте, чуть не официальное выражение. По смерти главы семейства место его остается за тем, кто согласится взять замуж его дочь либо родственницу. Кандидатам на места объявляется об открывшейся вакансии, со взятием такой-то.
// Н.Г. Помяловский. Очерки бурсы.



Ведь наша женитьба заключается в получении местов ...Свернуть )

"Мы, Раменские" : добрый лоцман Доброхвалов
anrike
Image Hosted by PiXS.ru

С Тверской стороны не являются на могилу Марфы. Обаяние ее туда не проходит. К посаднице идут только от новгородских пятин. Идут, почему не знаю. Служат молебны. Таинственный атавизм ведет новгородцев ко млевской могиле … Именно атавизм подскажет, как нужно любить то, что прекрасно для всех и всегда. Чарами атавизма открывается нам лучшее из прошлого … Чудеса творятся у могилы Марфы. С разных концов новгородской земли идет народ. Со всеми болезнями, со всеми печалями. И помогает Марфа
// Н.К.Рерих. Избранное. М. 1990. Стр. 29-30.



В конце первой недели декабря 1969 г. в сектор древнерусской литературы Пушкинского дома, на имя В.И. Малышева, пришло письмо из Москвы. На сером стандартном конверте было указано, что отправлено оно неким А. Раменским, живущим в Грохольском переулке. Текст письма призван был заинтересовать адресата эксклюзивными сведениями о событиях русской истории, которые могли быть ему интересны, и судьбой некоторых эпических сокровищ древнерусской литературы, предмета научных занятий Малышева.
Раменский писал ...Свернуть )

?

Log in

No account? Create an account